FOIL blog

Киноклуб "Баловень судьбы"

Баловень судьбы кадры из фильма

Ценность свечи — в свете, который она излучает, когда горит. И чтобы воск весь превратился в свет, свеча должна догореть до конца.


Главный герой фильма "Баловень судьбы" Сэм Лион, достигнув социального первенства как успешный предприниматель, решает отойти от дел, уехать жить подальше от цивилизации на лоно природы, чтобы быть в одиночестве среди диких зверей.

Перед обществом он долг выполнил, создал рабочие места, его компания платит налоги, дети стали самостоятельными и обеспеченны отцом на всю жизнь.

И тем не менее, кажется абсурдным, что человек добившись успеха, имея жизненный опыт, разгадав правила успешной социальной игры, вместо того, чтобы начать новую партию, с еще более высокими ставками, отказывается от борьбы, обрекая на бездействие свой ум.

Мы видим хоть и уставшего, но сильного и здорового человека, который умеет решать вопросы от изготовления фальшивых документов до вывода из кризиса компании, ввергнутой туда его детьми.

Да, поддерживать status quo в бизнесе ему уже не интересно, все уже пройдено, понято, деньги, социальный успех, материальные ценности в избытке, экзамены по этим предметам неоднократно и успешно сданы.

Главным героем фильма движет жажда свободы, желание выйти за границы существующей социальной реальности, где отсутствуют смыслы и ценности, оправдывающие существование на уровне ума. Но что такое свобода? Это отсутствие ограничений? Пойди туда не знаю куда и принеси то, не знаю что?

Или важнее не абстрактная свобода, но возможность двигаться к своей цели, которая и придает смысл пути?

Разрешая эту проблему Сэм Лион мог бы найти выход и для себя и для общества, где отсутствие значимых для умных людей целей и смыслов, сбивает многих с пути. Сделать мир лучше можно не только подметая улицы, но и внося изменения в общественную "надстройку", не революцией, но культурным обучением, например.

Этим целям могли бы служить проекты в области образования, новый университет или средство массовой информации, которые бы запустили новую волну знаний, не о том, как стать образцовым потребителем, но строителем и архитектором своего будущего и в итоге блага для общества всего.

Бегство на природу главного героя, это бегство от себя, в первую очередь. Не имея сил или желания забыть тягостные воспоминания: мать его бросила, в молодости погибла первая жена, он становиться заложником памяти, живет прошлым, поэтому и не видит будущего, он повернул голову назад и смотрит не туда.

Но именно новые проекты, новые вызовы, более сложные задачи и способны развернуть фокус внимания в другую сторону, дать импульс для ростка новой жизни, которая и в 50 лет может быть заново начата и прожита.

Фильм начинается цитатой поэта Альбера Коэна: "Каждый человек одинок, и всем наплевать на всех, и наша боль — необитаемый остров". Но это лишь точка зрения человека не разрешившего экзистенциальную проблему. Стоило бы перефразировать эту строчку так: "Каждый человек одинок, но он часть безграничного и прекрасного мира, и его неумолимо влечет к другим людям, хотя порой и не просто их понять".


Фильм: "Баловень судьбы" (Itinéraire d'un enfant gâté), Франция, Германия, 1988 г.
Режиссер: Клод Лелуш (Мужчина и женщина, Железнодорожный роман, У каждого свое кино и др.)
Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Лио, Беатрис Аженен, Мари-Софи Л. и др.
Премии: Сезар, 1989 год (лучший актер, лучший саундтрек).



Синемалогию по фильму "Баловень судьбы" можно прочитать в книге А. Менегетти "Мужской стиль".


Предыдущие КИНОКЛУБЫ: