FOIL blog

КИНОКЛУБ: «Обыкновенные люди»

кадр из фильма Обыкновенные люди 1980 г. Кадр из фильма "Обыкновенные люди" (1980 г.)

В начале марта происходит традиционное вручение престижной кинопремии Оскар. Заветная статуэтка, конечно, лишь символ общественного признания, не гарантирующая качества фильма с позиции жизни. Но если большинство деятелей Голливуда — Американская Академия киноискусства состоит почти из 6000 членов — голосует за кинокартину, значит она «трогает», соответствует значимому для академиков социальному стереотипу.

Эти общественные стереотипы и представляют для Киноклуба интерес. Их изучение, понимание работы механизмов психики, позволяют по новому увидеть фильм, обнаружить причинно-следственные связи и логику там, где прежде все казалось случайным и абсурдным.

FOIL Blog выбрал несколько оскароносных фильмов прошлых лет, которые возможно и уступают современным в зрелищности и динамизме, но превосходят их психологичностью, глубиной, значимостью затрагиваемых тем с позиции понимания себя человеком.

Обыкновенные люди

Фильм «Обыкновенные люди» получил в 1981 году четыре Оскара, в том числе в номинациях лучший фильм и лучший режиссер. И это при том, что был дебютной работой для Роберта Редфорда, прежде выступавшего лишь в роли актера.

Режиссер ищет ответ казалось бы на риторический вопрос: почему в благополучной во всех отношениях семье после несчастья все вдруг начинает идти не так, и никто не в силах это изменить, исправить.

Сам Редфорд женился в 1958 году, когда ему было чуть больше 20 лет. К моменту съемок фильма режиссеру шел 42-ой год, у него было уже трое детей (еще один сын скончался почти сразу после рождения).

В юности Роберт увлекался спортом и искусством, играл в теннис и бейсбол, а также рисовал, впоследствии профессионально изучал живопись в Европе и в США.

Слоган фильма: «Одни фильмы вы смотрите, другие — чувствуете» (some films you watch, others you feel) дает подсказку к прочтению картины, однако, возникает другая трудность — как проверить на достоверность собственные чувства.

Психоаналитик помогает главному герою картины осознать вытесненное содержание, но это решает только часть проблемы. Конрад не может найти свое место внутри семьи, среди друзей не только в силу случившейся трагедии, которая лишь проявила скрытое содержание, но в силу потери самого себя, что произошло значительно раньше.

Еще Альфред Адлер заметил, что на развитие и формирование ребенка влияет порядок его рождения в семье. Первенец использует одну модель поведения, второй ребенок — иную, и эти модели могут стать преобладающими, определяющими судьбу (о психологии порядка рождения см. работы А. Адлера, А. Менегетти, например в книге «Онтопсихологическая педагогика»).

Конрад — второй ребенок, и он страдает, так как постоянно играет не свойственную ему роль. Следствием становится мстительность и ненависть к окружающим, впрочем сам он этого не замечает.

К отношениям внутри семьи, к ролям первого и второго ребенка Редфорд вернется и в другом своем фильме — «Там, где течет река» (1992), где вновь будет показана борьба человека с самим собою и предсказуемый трагический финал.

Считается, что психологические болезни возникают в результате неспособности личности реализоваться в обществе. Главный герой хочет быть победителем как старший брат, но не может этого добиться в силу разных причин. Как следствие, возникает фрустрация, агрессия, которая заставляет его «сходить» с ума и мстить.

Говорят, что необходимость лучший учитель и попытка матери не обращать внимание на «капризы» сына», ее намерение отправить его в интернат — лишь с позиций современных стереотипов выглядит жестоко. Среди аристократических и монарших семей прошлого было принято отдавать детей на воспитание в специальные школы, лицеи, училища вне дома. Дети практически не видели своих родителей, и это считалось в порядке вещей.

Для Конрада уход из семейного гнезда мог бы стать выходом, шансом отыскать себя. Незнакомый контекст заставляет человека использовать другие модели поведения, что придает сознанию гибкость и повышает шансы на социальный успех.

Отец, который выполняет в семье скорее функцию матери, проявляя к сыну участие, доброту, жалость — лишь потворствует капризам уже не маленького мальчика, который делает все, чтобы получить от родителей максимальный аффект.


«Дети существуют не для родителей, а для жизни. Мы поддерживаем их, помогаем им сделать первый шаг, вводим в мир. Если мы будем удерживать их при себе, они либо уничтожат нас, либо заболеют сами» (А. Менегетти, «Онтопсихологическая педагогика»).


За фасадом проблемы отцов и детей часто скрывается не разрешенная эдипова психология, суть которой в незрелости как отцов, так и взрослых детей. Нежелание человека брать ответственность за жизнь в свои руки и порождает стремление к сохранению зависимости от матери, в роли которой может выступить любой близкий человек.

Мораль фильма в части социальной педагогики можно было бы сформулировать так: только зрелые родители, могут быть залогом прогрессивной педагогики, в противном случае ни одна воспитательная теория не гарантирует результат.


Фильм «Обыкновенные люди» (Ordinary People)
Режиссер: Роберт Редфорд

Производство: США, 1980

Слоган: «Одни фильмы вы смотрите, другие — чувствуете» (some films you watch, others you feel)

В ролях: Дональд Сазерленд, Мэри Тайлер Мур, Джадд Хёрш, Тимоти Хаттон, М. Эммет Уолш

Бюджет фильма: $6 млн

Кассовые сборы (в мире): $54,6 млн

Дополнительная информация: на первую версию сценария фильма по роману Джудет Гест Редфорд потратил полтора года, еще год ушел на доработку.


Синемалогия по фильму «Обыкновенные люди» опубликована в книге А. Менегетти «Кино, театр, бессознательное», 1 часть.


Предыдущие КИНОКЛУБЫ: