FOIL blog

Киноклуб: «Вкус жизни»

Кадр из фильма Вкус жизни, Кейт Армстронг (Кэтрин Зета-Джонс) ФОИЛ Блог рассказывает о культуре лидерства, о том как люди могут достигать полноты жизни, развивая свои способности и таланты, создавая благо для всех. С этих позиций рассматриваются события, факты, личности, явления культуры.

Это относится и к кинофильмам, которые выступают своего рода симуляторами реальности, на которых как на тренажерах можно потренировать ум.

Кинокартина «Вкус жизни» большинством зрителей воспринимается как счастливая любовная история, о чем свидетельствуют отзывы на сайтах.

«Я знаю, почему людям так нравятся подобные фильмы. В таких фильмах все кричит о том, что любовь победит! В них мы видим все то, что хотели бы видеть в своей жизни — нежность, искреннюю привязанность и семейственность. Ну не может быть у героев таких фильмов ничего важнее любви. Работа — это всего лишь побочная линия сюжета», — из отзыва зрителя о фильме «Вкус жизни» на сайте kinopoisk.ru.

А если работа и дело — не побочная линия, то как тогда оценить фильм?

В сказке про Золушку главная героиня много и усердно работала и в итоге стала принцессой не столько в силу магии, но в результате упорного труда. Статус принцессы открыл Золушке массу новых возможностей как для личной реализации, так и для принесения пользы королевству. Итог — happy end.

В фильме «Вкус жизни» история чем-то похожа, но будто бы вывернута на изнанку. Главная героиня Кейт Армстронг много работает, стала принцессой — одним из лучших шеф-поваров.

Но в финале Кейт словно вновь превращается в Золушку, пекущую блинчики для прохожих на маленькой кухне уличного бистро.

Социальное измерение лидера

В чем секрет шафранного соуса героини? В лимонном сорго или в ее способности находить пропорцию ингредиентов, что и создает совершенный вкус?

Для лидера еще более важными ингредиентами в жизни являются социальные связи, умение их контролировать и ими управлять.

И именно на социальном поле и прячутся наиболее опасные ловушки существования. Эмоции, чувства, аффекты, все то, что обычно не принимается в расчет. Усугубляют ситуацию и архаичные идеи, убеждения, принципы общественной морали, которые активно транслируют средства массовой информации, в том числе и кино.

Главная героиня ошибается именно в сфере личных отношений, не замечая, что хозяйка ресторана манипулирует ею. Посылает к психотерапевту, провоцирует на конфликты с клиентами, приглашает второго су-шефа и все для того, чтобы Кейт не чувствовала себя сильной, уверенной, способной играть главную роль. Так стоило ли так держаться за это место, может пора было открыть еще лучше ресторан?

Два других персонажа картины Ник и Зои — символы, означающие зависимость женщины от ролей жены и матери, которые преподносятся в фильме еще и как синонимы человеколюбия и возвышенной любви.

А как только человек пытается утвердить свое лидерство и протагонизм, выйти за рамки стереотипов, так сразу же слышит обвинение в эгоизме, отсутствии сострадания, доброты, любви к ближнему и начинает испытывать чувство вины.

Цена свободы

Свобода или несвобода — вот дилемма лидера. И хотя порой кажется, что можно пойти в этом вопросе на компромисс, уступка рискует незаметно превратиться в незримую зависимость, из пут которой со временем вырваться все сложней.

И постепенно человек утрачивает стремление к первенству и совершенству, ум теряет ясность и простоту, исчезают интуиция, креативность, активная жизненная позиция. И личность чувствует, что оказалась в клетке, и если не находит выхода, то следует unhappy end.

«Свобода выбора подразумевает риск совершения ошибки, но для лидера это также возможность сотворить шедевр или продолжить творение. Человек предает собственную идентичность, когда, обманывая самого себя, адаптируется во вред себе, чтобы понравиться другим. Если же, адаптироваться к внешним правилам, притворяться, что следуешь чужим советам, но внутри оставаться верным себе, то можно многому полезному научиться в жизни». (А. Менегетти, «Женщина: секс, власть, благодать»).


Фильм «Вкус жизни» ( No reservations)

Режиссер: Скотт Хикс
Производство: США, Австралия, 2007
Слоган: «Не все в жизни преподносится на блюдечке»
В ролях: Кэтрин Зета-Джонс, Аарон Экхарт, Эбигейл Бреслин, Патришия Кларксон и др.
Бюджет фильма: $32 млн
Кассовые сборы (в мире): $92,6 млн
Доп. информация: Фильм "Вкус жизни" — римейк европейской ленты "Неотразимая Марта" (2001).

Синемалогия по фильму «Вкус жизни» издана отдельной брошюрой, подробности можно уточнить в издательстве «Онтопсихология».


Предыдущие КИНОКЛУБЫ: