FOIL blog

Энцо Феррари: автомобиль как воплощение свободы

Энцо Феррари  (1898 - 1988)

Красная Ferrari стала легендой, высочайшим стандартом среди исключительных машин. Она остается легендой даже сегодня, когда с развитием рынка и технологий новые машины Ferrari - это уже не совсем тот ремесленный гений Made in Italy. 

Однако, для создателя марки Энцо Феррари и в то время машины, которые он выпускал для обычных дорог, были лишь средством, чтобы финансировать настоящую страсть своей жизни — гоночную команду Scuderia Ferrari, строить самые быстрые гоночные автомобили, участвовать в соревнованиях и побеждать.

 

Чтобы лучше понять Энцо Феррари, его логику и стиль вести дела, необходимо учесть дух и атмосферу, которыми была пронизана Италия в 50-60-е года XX века. В области Эмилия Романия, как и во многих других регионах, были распространены неформальные соревнования между друзьями. Молодые люди собирались и гоняли на машинах по пустым дорогам. Тогда еще не было ограничений скорости, и можно было насладиться удовольствием от ощущений скорости и свободы, которые дарит быстро несущийся по шоссе автомобиль.

 


"Реальность Феррари проявляется в спонтанности игры и типичного гения Италии из Эмилия Романия".


И эта атмосфера дружбы, свободы, открывающихся новых возможностей порождали тот особый итальянский гений, который и позволил Феррари побеждать конкурентов, среди которых были самые крупные автоконцерны с их неограниченными возможностями, тогда как у него работало всего пять-шесть механиков, способных выполнять любую техническую работу от шиномонтажа до производства кузова и почти голыми руками строить самые быстрые гоночные автомобили.

Ferrari 250 GT Berlinetta (1953 - 1964)

Конюшня как бизнес

Название Scuderia Ferrari не было случайным, за словом скрывалась особая логика ведения дел. Ведь чтобы лошадь показывала высокие результаты на скачках, она должна чувствовать себя хорошо. Для этого ей требуется уход, забота, внимание, можно сказать подход с душой. Если хозяин не любит лошадь, относится к ней безучастно, формально, то и она не покажет на скачках выдающегося результата.

Scuderia Ferrari в 1975 году

Конюшня — это команда, это конюхи, наездники, тренеры, от слаженной работы которых и зависит общий успех. В терминах бизнеса это оперативная команда, ближайшее окружение предпринимателя, сотрудники, которые выполняют всю техническую, текущую работу и без которых не обойтись. Лидер проявляется на уровне мысли, он как архитектор придумывает и осуществляет проект, его руками становятся подчиненные, от которых зависит каким станет здание в камне, ровными ли будут стены, долго ли дом простоит.

Во времена Феррари вплоть до 50-60-х годов XX века, машины собирали вручную, кузова гнулись с помощью молотка, наковальни, все делалось по наитию, талантливые механики и инженеры  определяли силу команды и ее успех. Феррари умел подбирать самых лучших, с "золотыми" руками, которые могли в совершенстве воплотить в металле его амбициозные мечты. Особой была и атмосфера в команде.

 

Жиль Вильнев за рулем Ferrari

Энцо Феррари был сверхактивен, он заряжал всех энергией, ставил на первое место дело, был очень требователен, но и сам неимоверно трудолюбив. В конюшню он брал только тех, для кого важней всего была командная победа. Каждый сотрудник "болел" за общее дело, выкладывался на полную силу, такая заинтересованность в общем успехе и давала высокий результат.

Механики всегда работали вместе, часто обедали вместе, иногда тут же спали, они были как одна семья. Их объединяла общая цель, дружеские отношения, дух соревновательности и командной игры. И когда финишную черту первым пересекали автомобили Scuderia Ferrari, это значило, что победителями стали все члены команды, каждый внес вклад в общий успех.

1986 - Монца. Пит-стоп

Что еще отличало Scuderia Ferrari? Это чувство ответственности за неудачи. Когда члены команды обсуждали провалы, то причины искали внутри, а не на стороне. Вопрос ставился: где была допущена ошибка, что не додумали или не предусмотрели, где сработали не в полную силу, не достаточно хорошо. Это позволяло находить слабое место, устранять свои недостатки, каждое поражение делало команду сильнее, этот шаг вел команду к победе, а не наоборот.

Символы мечты

Энцо Феррари говорил: «Я делал то, что мне ужасно нравилось, я считал, что машина — это то, что дает мне свободу». Страсть к свободе и скорости, которые дарили быстрые гоночные автомобили, и была главной движущей силой, которая помогала Феррари преодолевать все препятствия, которых было не мало на его пути. Обстоятельства были бессильны перед этим талантливым и волевым человеком, который смог осуществить свою мечту.

Последняя модель La Ferrari - самая быстрая из когда-либо созданных Ferrari.
Преемница модели Enzo, названной в честь основателя марки

Символом этой мечты о свободе и независимости стала и эмблема Феррари, на которой на желтом фоне изображен вставший на дыбы черный жеребец.

Появление этого логотипа имеет свою легенду, как будто случайную, но очень хорошо вписавшуюся в образ конюшни Феррари.

Сам Энцо рассказывал об этом так: «История этого вздыбленного коня простая и забавная. Такую эмблему нес на своем истребителе Франческо Баракка, ас первой мировой войны. Его сбили под Монтелло. Когда в 1923 году я выступил на трассе Circuito del Savio в Равенне, я познакомился с графом Энрико Баракка, отцом героя. Он представил меня своей жене, графине Паолине Баракка, которая однажды предложила: Феррари, а почему бы вам не изобразить вздыбленного коня моего сына на вашем гоночном автомобиле? Он принесет вам удачу. Я все еще храню фотографию аса с посвящением его родителей, в котором они вверяют мне этот знак с конем. Конь был и остался черным. Я же добавил золотистый фон, который является цветом города Модены».

И с 1932 года эта эмблема стала украшать машины Scuderia, действительно став счастливым символом множества ее гоночных побед.


В статье использована информация из лекции проф. А. Менегетти на бизнес-резиденсе в Ниотане в 2010 г. Подробнее о психологии лидера можно прочитать в книгах А. Менегетти "Психология лидера" , "Психология предпринимательской деятельности" и др.