FOIL blog

Александр Суворов: наука побеждать

фрагмент картины А.И. Шарлемань — Фельдмаршал А.В.Суворов на вершине Сен-Готарда Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда (фрагмент картины А.И. Шарлемань)
В русской истории известен военачальник, который не проиграл ни одного сражения — Александр Васильевич Суворов. Этот факт сам по себе достоин интереса, к тому же военная деятельность во многих аспектах сродни деятельности экономической от планирования и до управления людьми.


Первоочередная забота о людях, об их быте и здоровье лежит в основе знаменитой суворовской науки побеждать. Эти принципы раскрывают логику русского полководца, победы которого были всегда очень экономичными, его войска несли минимальные потери, порой в 10 раз меньшие, чем неприятельские.

"Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился. Голод — лучшее лекарство. Кто не бережет людей — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет. […] Мы умеем себя беречь. Где умирает ото ста один человек, а у нас и от пятисот в месяц меньше умирает" (А. В. Суворов "Наука побеждать").

Но не только на поле брани, но и в мирной жизни работала суворовская наука, отражая универсальные управленческие принципы, лишь частным случаем которых были правила войны.


Понеже праздность корень всему злу...


В 1778 году Суворова назначают командующим русских войск в Крыму, в город Гизлев (Евпатория), где существовал тогда риск "завоза" эпидемии чумы. Первыми мерами генерала стали карантинные правила и гигиена: туалеты и конюшни были вычищены, отремонтированы колодцы, фонтаны и бани, последние стали бесплатными. Было введено обязательное омовение для горожан и солдат гарнизона, независимо от вероисповедания. Жителей заставили выбелить все дома.

Забота о чистоте, гигиене, здоровье как основа жизнедеятельности человека может казаться малозначительной, второстепенной в таком деле как война. Но удивительным образом первостепенное внимание к чистоте проявляли и другие известные люди, которых как и Суворова трудно отнести к тем, кто избегает трудностей, тем более когда речь идет о войне.

Уинстон Черчилль во время первой мировой войны в звании полковника командовал 6-м батальоном Шотландских Королевских Фузилёров на Западном фронте. Первым делом прибыв в расположение части он занялся вопросами гигиены: заставил весь личный состав помыться, побриться, и стал регулярно следить за чистотой. На своем командном пункте он держал походную ванну, которая всегда сопровождала его в дальних путешествиях.

Или еще более знаковый пример: Великая Римская империя, прославившаяся своими завоевания, распространившая свое влияние на полмира, уделяла чуть ли не первостепенное внимание строительству акведуков, чтобы обеспечить своих граждан чистой питьевой водой. Норма снабжения водой Рима была около 600 литров в сутки на человека, что почти в два раза превышает современное потребление воды жителями Москвы.

 

В здоровом теле — здоровый ум
Но не только о телесном здоровье своих подчиненных заботился известный военачальник. В 1763 году в чине полковника Суворов возглавил Суздальский пехотный полк в Новой Ладоге, и первым делом затеял строительство школы для детей солдат и офицеров и Петропавловской церкви. Строительство велось силами личного состава полка, что способствовало его сплочению и развитию.


Постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию его должности в ее совершенстве...


Суворов сам не только принимает участие в стройке, но и преподает в школе для детей основы арифметики, и даже успевает набросать черновик учебника, а также краткий катехизис и молитвослов. Он объяснял свою инициативу: "изничтожал в них праздность, приучая к систематическому труду — интеллектуальному и физическому".

Центральная педагогическая идея Суворова была проста: "Понеже праздность корень всему злу, особливо военному человеку, напротив того, постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию его должности в ее совершенстве, ничто же так не приводит в исправность солдата, как его искусство в экзерциции (упражнении), в чем ему для побеждения неприятеля необходимая нужда" (А. Суворов. "Полковое учреждение").


Невидимый фронт
Любая наука не рождается сама собой, а есть результат личного опыта, способности преодолевать трудности, какой бы экзамен не предлагала человеку жизнь. Успехи на военном поприще поставили Суворов перед необходимостью защищать свою карьеру при дворе, где царили зависть, интриги и прочие дворцовые игры.

Вот, что писал про Суворова посол Франции в России граф Л.-Ф. Сегюр: "... так как с первых шагов на дороге славы он встретил соперников завистливых и сильных настолько, что они могли загородить ему дорогу, то и решился прикрывать свои дарования под личиной странности. Его подвиги были блистательны, мысли глубоки, действия быстры. Но в частной жизни, в обществе, в своих движениях, обращении и разговоре он являлся таким чудаком, даже можно сказать сумасбродом, что честолюбцы перестали бояться его, видели в нём полезное орудие для исполнения своих замыслов и не считали его способным вредить и мешать им пользоваться почестями, весом и могуществом".

Сам Суворов признавался: "Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном; шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который при Петре благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждал сонливых; я хотел бы иметь благородную гордость Цезаря, но чуждался бы его пороков".

Под конец жизни Суворов все же оказался в опале будучи не в силах скрывать своего несогласия с военной реформой Павла I по прусскому образцу: "Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?", — сетовал полководец. Но фортуна и на этот раз была к нему благосклонна. Как только возникла новая военная кампания по освобождению Италии от Франции Суворов, по настоянию союзников — Австрии и Англии получил назначение возглавить это совместное предприятие.


Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.


И он вновь продемонстрировал, что его наука побеждать работает в любых условиях, освободив сперва Северную Италию, а затем совершив легендарный поход в Швейцарию с героическим переходом через Альпы.

Суворовская наука побеждать кажется простой, даже порой банальной, особенно с высоты современных теорий управления. Сначала забота о здоровье, затем обучение, потом применение полученных знаний и наработка опыта, постоянная деятельность направленная на развитие, как в отношении себя, так и своих подчиненных.

Но может быть в этой простоте и заключается эффективность суворовской науки, которая и не наука в общем-то, а элементарные правила развития личности. И человек, сумевший понять и применять эту простую логику, становиться победителем в силу того, что сама жизнь становиться ему союзником.

Своим ученикам, среди которых были такие известные военночальники как Багратион, Кутузов, Платов, Тучков, Раевский и многие другие он говорил: "Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру. Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану — в умеренности, Эпаминонду — в нелживости, Катону — в лаконизме, Юлию Цезарю — в быстроте, Тюренну — в постоянстве, Лаудону — в нравах".