FOIL blog

Династия Елисеевых. Перипетии «Серебряного века»

Елисеевский магазин в Петербурге, фото начала века Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге. Архитектор Г.В. Барановский.
На фасаде установлены аллегорические фигуры скульптора А. Г. Адамсона: "Промышленность", "Торговля", "Искусство" и "Наука".

Пожалуй, лишь две купеческие фамилии сумели избежать забвения в результате попыток советской власти вычеркнуть из истории все, что было связано с любым упоминанием о купеческой традиции. Это Третьяковы, чью фамилию увековечила картинная галерея, и Елисеевы, благодаря сохранившимся великолепным магазинам в Санкт-Петербурге и Москве. Был также магазин и в Киеве, но он не пережил войну.

Культура может выступать как своего рода эликсир бессмертия, но также верно, что порой именно культура провоцирует кризис и разрушения. Это становится заметно, если посмотреть на биографии известных личностей эпохи, например, Григория Григорьевича Елисеева.

Земляника зимой!?

Купцы Елисеевы, по существовавшей тогда традиции, вели свою историю от крепостного крестьянина Петра Елисеева (настоящая фамилия Касаткин, Елисей — имя отца). В 1813 году он из ярославской губернии перебрался в Петербург и открыл лавку по продаже колониальных товаров. Лавка за пару лет превратилась в оптовую компанию, имевшую свой склад на таможне.

Была и семейная легенда. Зимой 1812 года на обеде у графа Шереметева подали свежую землянику, что поразило всех присутствующих. Граф потребовал позвать садовника и сгоряча пообещал выполнить любую его просьбу. Тот попросил вольную, и получил.

Правда, сегодня историки утверждают, что село, откуда был родом Петр Елисеевич Касаткин, никогда Шереметевым не принадлежало. Но для семьи Елисеевых это не было проблемой.

Легенда и не обязана быть точным историческим фактом, ее цель выражать в образной форме ценности семьи и компании, и тогда уже маркетинг играл значение. И такие легенды были у каждой купеческой фамилии, они служили важным элементом преемственности, семейной педагогики, и оправдывали себя вплоть до начала XX века, когда и начались сбои.

Интерьер елисеевского магазина в Петербурге Интерьер торгового зала Елисеевского магазина (фото начала XX века).

Елисеевский палаццо

Наибольшего размаха семейный бизнес достиг благодаря усилиям Григория Григорьевича Елисеева, внука того крепостного садовника. Именно Григорий построил сохранившиеся до сих пор знаменитые Елисеевские магазины в Москве и Петербурге. Это были прообразы супермаркетов, где в одном месте можно было купить почти все продукты питания.

Когда шло строительство будущих магазинов, для пущего эффекта и ажиотажа, здания были закрыты щитами от глаз посторонних, и горожане гадали, то ли это будет дворец в мавританском стиле, то ли дом Бахуса, то ли палаццо. Архитектором магазинов выступил известный скульптор Г. В. Барановский, которому Елисеевы заказывали и другие проекты.

В 1913 году отмечался столетний юбилей торгового дома «Братья Елисеевы». Григорий Елисеев в торжественной речи выделил главные принципы своей деятельности: «беззаветная преданность православной вере, русскому царю и своей родине». Однако, их оказалось не достаточно для дальнейшего процветания предприятия и страны в целом.

В воздухе уже витало предчувствие кризиса, и начался он еще прежде революции в семье предпринимателя.

Парадоксы "Серебряного века"

Политический кризис, разразившийся в России в 1917 году стал результатом множества противоречий, которые можно было обнаружить в общественном сознании той эпохи.

Во времена "Серебряного века" торговля и предпринимательство воспринимались как дело обыденное и не престижное. Интеллигенция — образованное, аристократическое по своему духу общество, не принимало купцов, не относилось к ним всерьез, особенно в Петербурге.

И вряд ли это было лишь совпадением — из пяти сыновей и дочери Григория Елисеева ни один не захотел продолжать семейное дело. Старший сын заканчивал Военно-медицинскую академию и отказался ехать в Америку, открывать филиалы семейной фирмы, предпочтя карьеру хирурга и лекции И. П. Павлова (Павлов хорошо подметил проблемы того времени в своих лекциях: «Об уме вообще, и русском уме в частности»).

Остальные сыновья, также впитавшие идеалы "Серебряного века", становились журналистами, востоковедами, врачами, торговое дело было никому не интересно. По видимому, осознание факта, что главе семьи не на кого оставить бизнес и повлияло на дальнейший поворот событий.

Григорию Елисееву в то время было уже около 50 лет и вдруг он влюбляется в молодую жену петербургского чиновника (или ювелира) Веру Васильеву, и просит развод у своей законной супруги. Жена дать развод отказалась, у нее началась депрессия, она неоднократно пыталась свести счеты с жизнью, и в конце концов своего добилась. Дети в этом конфликте заняли сторону матери и отца так и не простили.

Григорий Елисеев после смерти жены в конце 1914 года оформляет отношения с новой супругой и через некоторое время уезжает в Париж, подальше от Петербурга, где смаковался скандал в одном из богатейших семейств. В Париже Григорий Елисеев и прожил все оставшееся время и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 1942 (или 1949) году.

P.S.

В начале XX века Российская империя демонстрировала высокие темпы экономического роста и развития, рос уровень жизни, образования, меценатство порой переходило все разумные пределы. И тем не менее, страна рухнула в пучину революции 1917 года, которая привела к масштабным разрушениям и другим проблемам.

Когда мы смотрим на эту картину сверху, анализируем макроэкономику или социологию, то этот парадокс оказывается необъяснимым. Спускаясь на микроуровень, переходя к масштабу отдельной личности, вдруг обнаруживаем предвестников кризиса там, где искать не принято — в области морали и культуры, то есть в нематериальной надстройке, в сознании.

И этот невидимый мир, который ни к экономике, ни политики на первый взгляд отношения не имеет, оказывается, что влияет на решения людей, в том числе и тех, кто обеспечивает прогресс, развитие, экономический рост, принимает политические решения, а значит и на макроэкономику в целом.

"Серебряный век"
"Серебряный век" — период русской культуры примерно с 1890-х гг. до 1920-х гг. Свое название получил уже после завершения в среде русской эмиграции, оценившей прошедшее время как новый расцвет русской культуры после «Золотого века», которым называли пушкинскую эпоху (первую треть XIX века). Наиболее известные поэты эпохи: В. Маяковский, Н. Гумилев, С. Есенин, А. Блок, А. Ахматова, И. Северянин.
Пытаясь утвердить в своих произведениях ценность индивидуального начала в человеке поэты и философы "Серебряного века" потеряли важность связующей нити личности с обществом как средой ее формирования и развития. И вряд ли можно считать случайностью, что многие поэты той эпохи были несчастны в личной жизни, и покинули ее раньше срока.