FOIL blog

Болонский процесс: форма и содержание

средневековый университет в европе Средневековый университет (миниатюра 1350-х гг.)Не секрет, что современное образование опирается на педагогические модели и теории двухсот-, четырехсотлетней давности — концепции Коменского, Руссо, Песталоцци, Монтессори (см. обзор в книге ОНТИЧЕСКАЯ ПАЙДЕЙЯ). В результате молодежь, равно как и взрослые, оказываются в современном постиндустриальном обществе без актуальных знаний и подготовки.

В Европе, а с 2003 года и в России, будущее высшего образования, формирующего интеллектуальный авангард общества связывают с Болонским процессом, целью которого является сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы в целях создания единого пространства.

На первый взгляд может показаться, что это касается лишь министерств образования и учебных заведений и не имеет никакого отношения к актуальным вопросам существования личности и общества сегодня.

Однако, болонские идеи способны кардинально изменить будущее. Как будущее грядущих поколений, которым еще предстоит учиться в ВУЗах, так и будущее всех взрослых людей, ощущающих дефицит актуальных знаний о мире, в котором изменения стали самой его сущностью.

Потенциал болонских идей

Первые пять пунктов декларации (см. внизу) закрепляют на бумаге процесс уже активно разворачивающийся в мире — формирование единого европейского и мирового рынка образовательных услуг. Как следствие конкуренция между ВУЗами будет лишь увеличиваться, и тот кто сумеет предложить лучший образовательный продукт и самый привлекательный маркетинг и станет лидером в будущем.

Экономика становится неотъемлемой составляющей образовательной системы, это значит, что ВУЗам придется более активно действовать во внешней среде. Времена академической обособленности, замкнутости лишь на «теоретических вопросах» канули в Лету, без активной позиции в общественной жизни образовательные организации не смогут существовать.

Образовательным институтам придется стать активными участниками современного общества, в противном случае вопрос об адекватности высшего образования современных условиям будет все чаще звучать.


Педагогика — искусство формирования человека-личности как социальной функции.


Социальная реальность XXI века все активнее требует новых форм сотрудничества между академическими сообществами, частными лицами, профессионалами, инвесторами, меценатами, только совместными усилиями разных общественных групп можно будет найти комплексный ответ на современные вызовы, в одиночку эти проблемы не решить.

По определению итальянского ученого А. Менегетти, педагогика означает «искусство формирования человека-личности как социальной функции». Речь идет о формировании человека-гражданина, но что принципиально важно, на основе его природного потенциала и способностей.

Ученые, представители образовательных институтов и общественные деятели также выделяют компетенции социального взаимодействия как наиболее актуальные сегодня.


«Центральными процессами нового образования станут коммуникация и технологии интеллектуальной деятельности (мышление), направленные на решение актуальных проблем, а высшей формой образовательной деятельности — стратегическая проектная и командная работа» (Ливанов Д.В., Волков А.Е., статья на http://минобрнауки.рф).


Таким образом, заявленные принципы Болонской декларации призваны стимулировать процесс эффективного взаимодействия и адаптации человека в среде — современном коммуникативном пространстве, развивая мобильность, гибкость, креативность, способность к нахождению нестандартных решений, принимать решения и действовать в условиях неопределенности.

Современные проблемы и вызовы развития открывают новые перспективы для всей активной части общества. Постепенно происходит осознание, что образование ключевой элемент экономики, позволяющий при умелом подходе получать высокий долгосрочный экономический результат.

Сегодня знания важнейшая составляющая лидерства в глобальном мире, как на уровне частного бизнеса, так и государств. Поэтому не менее важным является и нематериальное, человеческое измерение образования.

И было бы дальновидно и разумно перестать сегодня спорить по «процедурным» вопросам вокруг Болонских инициатив. Куда важнее определить содержание, принципы, от которых и будет зависеть в будущем сумеет ли Болонский процесс вдохнуть в высшее образование новую жизнь.

Европейское измерение

Усиление «европейского измерения» в высшем образовании (см. п. 6 принципов) может стать ключом для прочтения базовых образовательных принципов, которые обеспечивали в прошлом бесспорное лидерство европейской культуре во всех ее проявлениях от политики и экономики до науки и искусства на протяжении веков.

Болонья также знаменита как родина первого университета Европы, там зародилась эта образовательная форма, существующая до сих пор. Небольшое исследование этого вопроса мы опубликуем в следующей статье на ФОИЛ Блоге, и надеемся, что это позволит шире взглянуть на Болонский процесс.

Life-long Learning

Также выделим такое направление, как образование в течение всей жизни (Life-long Learning, пункт 8 принципов).

Сегодня человек любого возраста испытывает необходимость в постоянном переобучении. Знания, полученные один раз в молодости уже не могут быть достаточным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Тем более, что увеличивается и продолжительность жизни, и скорость научно-технических и социальных изменений. О Life-long Learning ФОИЛ Блог также напишет в одной из следующих статей.


Основные положения Болонской декларации

  1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых научных степеней.

  2. Принятие системы, основанной, на трех основных циклах: бакалавр–магистр–докторская степень (PhD).
  3. Создание единой системы учёта трудоёмкости учебных курсов (внедрение системы кредитов).

  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и научных работников.

  5. Содействие сотрудничеству в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.
  6. Усиление «европейского измерения» в высшем образовании. 

  7. Развитие стратегии образования в течение всей жизни человека (Life-long Learning, LLL);
  8. Привлечение вузов и студентов к процессу в качестве важнейших партнёров;
  9. Повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, обеспечение трудоустройства выпускников;
  10. Включение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);
  11. Повышение социальной ответственности вузов.

Официальный сайт Болонского процесса (англ. яз) — http://www.ehea.info