FOIL blog

Болонский университет: принципы становления

Болонский университет, Ирнерий Ирнерий, основатель Болонского университета

Символично, что спустя почти тысячу лет именно Болонья стала центром модернизации образования в Европе (эта статья продолжение цикла публикаций о Болонском процессе). Именно здесь на севере Италии — между Венецией, Флоренцией и Генуей в 1088 году был открыт первый западный университет – Болонский, успешно действующий до сих пор.

Новый и необычный для средневековой Европы формат образования быстро завоевал популярность, уже к XIII веку число учащихся достигло 10 тыс. человек. Впоследствии эта форма высшего образования распространяется по всей Европе и по миру, становясь своего рода стандартом доминирующим до сих пор.

Российские университеты, в первую очередь Санкт-Петербургский и Московский, создавались по образу и подобию европейских, ведущих свою родословную от первого в Болонье.

Поэтому понимание изначального замысла и принципов этой успешной образовательной модели крайне полезно сегодня для того, чтобы при реформе образования руководствоваться не только существующими на данным момент системами, но и знать их истоки, и в особенности социальные механизмы и предпосылки.

Гильдии, коммуны, города

Что же послужило почвой для создания именно такой формы образования, какие цели преследовались в те века?

В Италии на рубеже XI-XII веков происходит бурное развитие городов (см. также статью Полис и образование на ФОИЛ Блоге). Появляется городская буржуазия — наиболее экономически активные и инициативные люди, с высоким уровнем благосостояния, которые приобретают влияние в обществе и власть.

Эта группа населения — в первую очередь ремесленники, профессионалы высокого класса создают структуры автономного городского управления —  коммуны, получившие широкое распространение по всей Западной Европе.

Студенты и профессора

Аналогичные принципы управления закладываются и в основу Болонского университета. Студенты объединяются в ассоциацию (universitas scholarium) и сами оплачивают и выбирают профессоров. Так образуется структура университета (для сравнения вспомним и первые школы софистов ).

студенты болонского университета миниатюра XV века

Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов (иностранцы – «пришедшие из-за гор (Альпы)») и цитрамонтанов (итальянцы), и именно ассоциация студентов выбирала руководителей университета, ректорат. Ректорату, в свою очередь, подчинялись профессора.


Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар и давали обязательство нигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь в зависимости от университета и будучи свободными только в руководстве занятиями студентов, они могли заработать авторитет и влияние исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Инициатива и самоуправление

Мы видим, что учебное дело в Болонье возникло на тех же основаниях, на каких формировались и другие формы частной инициативы. Профессор (преподаватель) выступал как предприниматель, и если он обладал талантом и знаниями в области своей специальности, мог привлечь к себе учащихся и пожинать плоды своих трудов в виде гонорара. Ни между преподавателями, ни между учащимися не было корпоративной связи, существовала только школа, которая столь же легко могла распасться, как и возникла.

Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), которой должны были подчиняться ученики, как это принято в том числе в современном мире, что и приводит подчас к излишней косности и консерватизму. Университет был «живой» организацией, отзывчивой на потребности общества в лице студентов, которые сами несли ответственность за свое обучение, так как платили за него.


«Таким образом развивалась истинная наука, поскольку студенты, как и все молодые, отличаются особым природным критицизмом и умеют отличить хорошего учителя от плохого. Именно благодаря такому студенческому отбору преподавателей мы имеем возможность познакомится с трудами великих ученых, от Фомы Аквинского до Бонавентуры, Дунса Скота и многих других. Это означает, что молодой человек, оплачивающий свое образование, осознает свою ответственность: он учится, чтобы не быть объектом для других, он платит за то, что выделяет его, а не за то, что превращает в массу. Поэтому платить за выбранную культуру – это возможность и способность, которая затем создает преимущества для самого себя в мире». (А. Менегетти, «От гуманизма исторического к гуманизму вечному»).


Престиж преподавателей университета был высок. Они были освобождены от налогов и военной службы и, даже если не родились в Болонье, получали все права граждан этого города. Им присваивался титул dominus'a (лат. «господин») в отличие от наименования magister'a (лат. «наставник, учитель»), которое носили профессора школы свободных искусств.

Благодаря подобной системе управления болонский университет быстро стал популярным во всей Европе, так как здесь стали преподавать лучшие профессора.

Университету оказывали покровительство и власть предержащие, которым было выгодно создание правовой среды. Так германский императора Фридрих I (Барбаросса), бывший одновременно и королем Ломбардии (северная провинция Италии) был заинтересован в распространении римского права, которое позволяло юридически защитить власть короны от притязаний и не зависеть от переменчивой воли Папы Римского. Это частный пример того, как университет через создание новой правовой среды трансформировал социальную систему во всей Европе.

Бытие и сознание

Резюмируя можно отметить, что появившееся в Италии XII века городская буржуазия — активные, свободные, независимые люди получающие доход от своего труда создают новые формы социального взаимодействия и управления (коммуны и университет) с целью утвердить новые принципы существования человека, впоследствии оформившиеся в мировоззрение гуманизма, которое и стало мощным толчком всего европейского прогресса на протяжении XIII-XVII веков.

О том, почему это мировоззрение оказало столь сильное и глубокое влияние на всю европейскую цивилизацию и как это связано с образованием и Болонским процессом читайте на ФОИЛ Блог в следующей статье.