FOIL blog

Болонский процесс: лидерство и гуманизм

статуя Апполона Фрагмент статуи Аполлона Бельведерского (Belvedere Apollo) — римская копия оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара, 130-140 гг. н.э.
Давид, будущий царь, победил воина-великана Голиафа благодаря своему уму, поразив с помощью пращи неповоротливого гиганта, которого можно рассматривать как символ отживших традиций и консерватизма. Также и юная героиня фильма «Всадник на ките» преодолевает все препятствия, сопротивление окружающей среды, чтобы реализовать свое лидерское предназначение, и разрешить проблемы социума.

ФОИЛ Блог начал рассказывать о Болонской декларации в предыдущих статьях потому, что образование может оказать значительное влияние на развитие цивилизации и отдельной личности, формируя в молодых людях лидерскую позицию, то есть способность реализовать себя через служение обществу.

Личность и общество

Вряд ли можно считать случайностью, что в XI веке в Италии появляются первые университеты (см. Болонский университет ... ), а в XIII веке начинается эпоха Ренессанса (Возрождения). В начале XVIII века Петр I закладывает Академию наук и первый российский университет в Санкт-Петербурге, а к XIX веку Россия из задворок Европы взбирается на место одной из ведущих держав континента.

Университеты, готовя интеллектуальную элиту, формируют культурную почву, которая служит развитию общества в целом. И рассматривая принципы высшего образования в координатах социального прогресса, невозможно обойти стороной вопрос о диалектике отношений личности и общества, который почему-то сегодня выпадает из поля зрения.

Вероятно предполагается, что если человек получил актуальные предметные знания, овладел специальностью или ремеслом, то он автоматически сумеет реализоваться и в социуме, принести пользу обществу. Но так ли это? Множество примеров говорят об обратном.

Как часто молодые люди, подававшие большие надежды в тех или иных дисциплинах, вдруг исчезают, уходят со сцены, а порой и из жизни, не сумев пробиться и реализоваться в социуме. И тогда говорят, что таланту нужа поддержка, различные системы грантов и т. д.

Но можно ведь и с другой стороны подойти к решению этой проблемы — научить саму личность реализовывать себя в социуме, становиться лидером своего контекста, и это кажется более дальновидным.


«...наше величие заключается в том, насколько нам удается реализовывать себя исторически. Homo faber – человек прометеевский – здесь наша высшая точка, наше величие, и наша ценность. Гений рождается через свою свободу, свободу реализации». (А. Менегетти, «Психология лидера».)

Геркулес на распутье, художник Акимов И.А., русский музей "Геркулес на распутье" (фрагмент картины художника Акимова И. А., 1810 г, Русский музей)

Историческая практика и гуманизм

Человечеству уже удавалось решать эту задачу, и тогда возникали необъяснимые вспышки культуры (см. Культура, образование, творчество). Так почему не взять этот опыт на вооружение, адаптировав его к дню сегодняшнему.

Два периода в истории западной цивилизации выделяются как яркие культурные феномены: это расцвет Древней Греции и Рима и эпоха Возрождения. В эти времена происходили и самые важные инновации в образовании, так в Древней Греции возникает понятие пайдеи (см. Полис и образование), формулируются принципы, впоследствии названные гуманизмом.

Тогда обучение и наука (философия) обладали предельной практичностью, но не в смысле узкой предметности, а в смысле целостной практики жизни.

Само зарождение образования, педагогики происходит как ответ на вызовы времени. Появление полисов, городов порождает новые задачи социального взаимодействия и управления (см. История, демократия, софисты).

Для того, чтобы добиваться лидерства в социуме среди свободных граждан, не имевших привилегий от рождения, требовалась риторика, эристика (искусство спора), диалектика, а чтобы улаживать конфликты и защищать свои интересы — римское право, и так далее.

При этом центральным стержнем педагогики, упомянутой пайдеи, была идея гармоничного развития личности в соответствие с ее природной формой, то есть с учетом талантов и способностей, а также человеческого достоинства.

Позже, в XIII-XIV вв. в Италии эти идеи возрождаются и развиваются, давая мощный импульс развитию всей европейской цивилизации, которая именно с этого времени демонстрирует лидерство в мире, начинается эпоха географических открытий и колониальных завоеваний и заканчивается промышленной революцией и научно-техническим прогрессом, которые и породили глобализацию и постиндустриальное общество.

Гуманизм — квинтэссенция психологии лидера

Гуманизм возникает и основывается на абсолютно светском фундаменте (в противовес религиозной культуре, опиравшейся на Священные Писания). «Гуманисты создают, описывают, определяют и показывают человека ради человека». Но какого человека? — Homo faber (лат. — человек созидающий, делающий).


Принципы гуманизма направлены на развитие четырех основных ценностей:

  1. активная жизнь – в цене тот, кто действует активно, поскольку истина создается через действие в настоящий момент; «Человек становится великим … в том, что он делает, а не в том, что он думает».
  2. социальность – человек есть часть общества, он живет, действует и развивается вместе с другими. Глубинный смысл социальности предполагает ответственность, поскольку человек является также и гражданином общества;
  3. свобода;
  4. достоинство человека – уважение, которое должен испытывать каждый человек по отношению к другому человеку. (А. Менегетти «От гуманизма исторического к гуманизму вечному»).

Гуманизм способствует развитию преобразовательной, деятельной способности человека посредством креативности, ответственности, умения давать адекватный ответ на вызовы времени, чтобы достичь как собственной реализации так и утвердить ценности свободы и человеческого достоинства. Гуманизм — это квинтэссенция психологии лидера.

Поэтому и Болонскую декларацию следует рассматривать в координатах ценностей и целей человека, как субъекта и объекта образовательного и социального процесса.

И тогда гуманизм, как экзистенциальная техника формирования личности, а не как форма популярного ныне ассистенциализма, станет конкретным ответом на вызовы современности, тем самым европейским измерением, о котором говориться в Болонских принципах.