FOIL blog

Твиттер: как слово наше отзовется

На фото первая речь Папы Римского Франциска в марте 2013 года. Сотни тысяч фотографий и записей остались после этого события на личных страницах в социальных сетях. Фото: Michael Sohn / AP

Старая пословица: "Слово не воробей, вылетит — не поймаешь", в современных условиях приобрела еще более актуальное значение. Интернет, социальные сети, блоги, твиттер (tweet — "чирикать", "щебетать") технически реализуют право граждан на свободу слова, предоставляя каждому возможность высказаться по любому поводу. Но право подразумевает и ответственность (от слова "отвечать"), а об этом многие и забывают.

Молодые люди, которые в основном и используют интернет для развлечения, редко задумываются о последствиях собственных публикаций, даже если они делаются лишь для друзей и в личных целях.

Показательная история произошла в Англии с 17 летней Пэрис Браун. Она была назначена помощницей полицейского комиссара, но в результате расследований журналистов, стала героиней неприятного скандала.

Газетчики раскопали ее сообщения в твиттере почти двухлетней давности, из которых следовало, что уже в 15 лет девушка употребляла алкоголь на вечеринках, грубо отзывалась о секс-меньшинствах и иммигрантах, хвасталась планами приготовить конопляное печенье.

Публикация в национальной газете цитат из твиттера вызвала вполне ожидаемую реакцию. Политики потребовали лишить Пэрис должности, героине скандала пришлось оправдываться, пускать слезы, отвечать на неприятные вопросы журналистов. И все потому, что девушка, как и многие молодые люди сегодня, в погоне за модой и из-за желания произвести впечатление на друзей, даже не задумываются о том, что любая информация в интернет может быть использована против них же.

Подобные истории происходят и в России. Только в прошлом году было несколько твиттер-скандалов. После публикации неудачной шутки по поводу авиакатастрофы лишилась работы стюардесса "Аэрофлота". Шутка о пенсионерах стоила работы молодой сотруднице "Сбербанка". Также поплатилась должностью и пресс-секретарь Росмолодежи за твит о взятке сотруднику ГИБДД.

Сегодня любой профессиональный рекрутер при отборе кандидатов на ту или иную вакансию просматривает интернет и ищет информацию, которая может дополнить резюме соискателя "интересными" фактами. И если человек не задумывается о том, какое впечатление о нем сложится при изучении его твиттера или фейсбука, то не исключены трудности при поиске работы.

И все это усугубляется многократно, когда речь заходит о людях достигших положения в обществе, состоятельных, обладающих властью. Эту информацию отслеживают и конкуренты, и государственные структуры.

Это не значит, что современные коммуникационные инструменты в интернет не нужно использовать. Они могут быть эффективны как в коммерческой деятельности, так и в PR-активности. Но следует помнить, что интернет не только среда общения и распространения информации, но и глобальный архив, где хранится почти все, что когда-либо было загружено в сеть. И поэтому каждое слово может быть найдено и использовано, так что полезно задумываться, как в будущем оно отзовется.