Реклама

 

ЮНЕСКО: "Современная педагогика для общества будущего: ответственность и образование лидера"

13 июня в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась 3-я международная конференция «Современная педагогика для общества будущего: ответственность и образование лидера», инициаторами которой выступили Славянская и Международная ассоциации онтопсихологии, и Международная Академия информатизации при ООН.  В конференции приняли участие более 300 специалистов из разных областей деятельности (психология, педагогика, культура, искусство, бизнес) из России, Италии, Франции, Германии, Бразилии, Арабских Эмиратов, Украины, стран Балтии.

Тема педагогики, ответственности, образования лидера выходит сегодня на передний план  во всех странах мира и не является более прерогативой узких специалистов, она касается абсолютно всех.  Дефицит ответственных лидеров одинаково ощутим как в странах западной Европы, так и в станах Латинской Америки. Лидеры – это люди, которые создают материальные и интеллектуальные богатства, «люди – испытывающие потребность в проявлении креативного действия». Мир нуждается в лидерах, равно как и лидеры нуждаются в нем. Вся власть на сегодня сосредоточена в руках 50 – 70-ти летних. Молодежь в своем большинстве демонстрирует отсутствие ответственности, нежелание работать, агрессию, депрессивные состояния. Это одно из следствий глобализации, развития информационных технологий и их использования в целях мультинациональных корпораций для формирования психологии консумизма, технократии и рынка. На сегодня ясно одно: старая педагогика потерпела фиаско, и если человечество хочет продолжить свое существование и остаться гуманистической цивилизацией, а не превратиться в цивилизацию роботов – ему необходима новая педагогика – педагогика, основанная на понимании глубинной сути человека, его  природного проекта. Педагогика, которая может помочь извлечь из человека его природный потенциал,  способствовать его развитию, будет способствовать становлению креативных, ответственных лидеров.  Любой прогресс, социальные изменения основываются на точности индивида, формирование которого происходит в непрерывной диалектике человека и социума. Истинная педагогика призвана понимать законы этой диалектики. И то, насколько успешными будут современные педагогические модели, определит уровень гражданского гуманизма общества будущего. На сегодняшний момент существует решение этих проблем – это онтопсихологический подход в педагогике. Философская позиция онтопсихологической  школы заключается в том, что человек постоянно творит самого себя. Природа создает человека определенным образом, помещает его в какие-то условия, но затем он сам, благодаря своему разуму, создает себя. Ниже приведем краткое обобщение материалов международной конференции «Новая педагогика для общества будущего», состоявшейся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в 2007 году (подробнее возможно ознакомиться в одноименной книге). Практическая цель педагогики состоит в том, чтобы научить человека понимать и творить самого себя: воспитывать себя как лидера в этом мире, развивать способность и умение побеждать. Педагогика – как отметила в своем выступлении Л. А. Цветкова (декан факультета психологии СПбГУ) – это не только наука, но прежде всего искусство, в котором, однако, родители часто бывают несведущи, поскольку не существует школы, которая обучала бы тому, как воспитывать собственных детей.

Если мы сможем применить педагогику, которая позволит развиваться природному проекту, то получим индивида, характеризующегося прежде всего здоровьем, а затем и способностью творчески реализовывать собственное существование.

Доклад ректора Санкт-Петербургского государственного университета, Людмилы Алексеевны Вербицкой, вызвал большой резонанс среди участников. Эта великая женщина, являющаяся представителем элиты российской интеллигенции смогла понять важность онтопсихологии как широкого перспективного направления в науке и образовании и, открыв кафедру онтопсихологии на факультете психологии университета, предоставила возможность изучать науку, которая помогает возвратить человеку  его природное право – право быть самим собой, студентам из России, Италии, Бразилии, Украины, стран Балтии.

Неудивительно, что онтопсихология нашла отклик в умах российской интелегенции. Российская наука – философия и педагогика – всегда была антропологичной, центрированной на человеке, на его духовном развитии. Касаясь педагогики, хочется вспомнить некоторых основателей российской педагогики – великого русского педагога – К. Д. Ушинского, который писал: «Если педагогика хочет воспитывать во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Б. Г. Ананьева, который показывал, что структуру процессов образования и воспитания можно понять лишь относительно структуры целостной природы человека. И, наконец, русского мыслителя И. А. Ильина, который писал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». Российские мыслители и педагоги интуитивно понимали, какая педагогика необходима человеку, но не смогли открыть универсального пути ее осуществления на практике. По определению А. С. Пушкина, «…Россия всегда была богата великими духоборцами», «постоянными нравственными исканиями, возвышающими человека», а без них, по мнению Л. Н. Толстого – «честной жизни быть не может, ибо равнодушие это подлость души».

Л. А. Вербицкая поблагодарила от имени российской науки и Санкт-петербургского университета Антонио Менегетти за то, что «он не только создал кафедру в университете, а очень много изменил в сознании людей, обратил внимание на внутреннюю суть человека, показал роль и значение каждого. Как важно видеть человека, знать и понимать, что от человека зависит очень многое, если не все». Она отметила, что «человек формируется на протяжении всей своей жизни, и нет такого этапа, на котором он мог бы сказать себе: я знаю все, мне больше ничего не нужно. Важно воспитывать в течение всей жизни не специалиста, а человека.

Важно понимать, как учить, чему учить и что должно быть главным в обучении. Нет ни образования, ни науки без духовности. Духовность без научности столь ущербна, как и наука без духовности. Воспитывая человека, важно помнить о заложенной в нем духовности. Рост бездуховности российского общества нельзя не замечать, поэтому так важен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Истоки гуманизма в непреходящей ценности человека, его духовно-нравственного мира, в развитии культуры, философии, искусства, литературы и науки.

Гуманитаризация – инструмент гуманизации. Чем выше культура человека, тем легче он адаптируется. Конечная цель гуманитаризации – это самопознание человека как личности, и эту цель надо научиться реализовывать в процессе обучения и воспитания каждого нового поколения. От педагога, от лидера вообще, зависит очень много, именно от них зависит судьба следующего поколения. Педагоги должны понимать, что сами должны учиться в течение всей жизни. Рыночная система экономики поставила человека перед необходимостью постоянного выбора различных схем жизнедеятельности, не одного, а многих вариантов своего поведения. Система образования поставлена в связи с этим перед задачей сформировать у человека способность и потребность постоянно осваивать новые социальные технологии, новые виды, способы и формы деятельности. С учетом этих принципиальных обстоятельств, политика Российского государства в области образования должна строиться и, к счастью, строится на четком приоритете одного из основных принципов гуманизации образования, который предполагает постановку человека в центр всего образовательного процесса как основную цель.

Принцип гуманизации несовместим с технократической идеологией и практикой превращения человека из цели в средство для решения задач общества. Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной. Объектом гуманитарных наук выступает человек, общество, способы взаимосвязи, взаимодействия людей в различных общественных системах». Л. А. Вербицкая, поясняя разницу между образованностью и интеллигентностью, привела блестящую цитату Д .А. Лихачева: «Высшей ценностью ученого является поиск нового, стремление поставить открытия на службу человеку. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Более того, лишите человека образованности, знаний, лишите его памяти, но если при всем при этом сохранится восприимчивость к интеллектуальными ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, вот это и будет интеллигентность. Нация, которая не ценит интеллигентность – обречена на погибель». Л. А. Вербицкая отметила важную роль, которую играет для воспитания человека его родной язык. И с удовлетворением  констатировала, что этот год объявлен международным годом русского языка. Людмила Алексеевна закончила выступление, перефразировав девиз Санкт-Петербургского университета с 1823 года «Где наука стоит высоко, там высоко стоит человек», который прозвучал так – «Где наука, язык, образование и педагогика стоят высоко, там высоко стоит человек».

Профессор Антонио Менегетти, в начале своего выступления обратил внимание участников на серьезность проблем, поднимаемых на конференции. Это огромные проблемы в области педагогики всех стран, которые сегодня лишают возможности получения будущих лидеров, возможности для наших детей быть главными действующими лицами в истории этой планеты. Молодежь, одурманенная стереотипами потребления, технократии и рынка теряет ту ответственность, которая придает человеку гордость за жизнь на этой планете. В этой связи Менегетти обратил внимание на некоторые причины, обуславливающие проблемы современной молодежи, такие как суицидальная депрессия, о которой говорят намного меньше, чем об алкоголизме, наркотиках, педофилии, преступниках, но которая ежегодно уносит жизни полумиллиона людей во всем мире. И это данные официальной статистики, регистрирующей только явные случаи суицида. В реальности эта цифра в несколько раз больше.  Был отмечен тот факт, что  на сегодня дети пренебрегают исполнением своих социальных обязанностей. Им не интересна школа, спорт и все то, что представляет собой воспитание будущей цивилизации, с другой стороны, они проявляют истерическую гиперактивность и агрессию. Не зная, как управлять этой опасной амбивалентностью, прибегают к лекарственным препаратам, таким как прозак, риталинг, эстратера. (Препарат Прозак, изобретенный в  1957 году Швейцарии для лечения шизофрении стал активно распространяться в Америке конца  восьмидесятых, сопровождаясь активной телевизионной рекламой и бесплатной раздачей упаковок этого лекарства для лечения тяжелого психического расстройства, словно это были  леденцы или жвачка. С этого времени Америка подсела на прозак, вслед за ней Европа, и вот уже пять лет как этот «легендарный антидепрессант» продается в России. На его покупку не нужен рецепт, его просто можно заказать по Интернету. За 10 лет своего существования прозак был назначен примерно 40 миллионам человек). Сегодня на Западе существуют законы, которые предписывают с возраста трех лет, в некоторых с восьми, в обязательном порядке осуществлять вмешательство при помощи вышеназванных препаратов. Следствием подобного фармакологического вмешательства является выстраивание в молодых людях характерных особенностей, заключающихся в том, чтобы не становиться, не пробовать. Они остаются безответственными,  не автономными,  роботами-зомби системы, которая их легко детерминирует, чтобы они были таковыми. Подобные вмешательства, являясь предусмотрительностью со стороны медицины, свидетельствуют о поражении той интеллектуальной части, которую всегда должна иметь человеческая раса.

Другим опасным моментом, связанным с молодежью, является будущая власть мобильного телефона. Развитие информационных технологий больно ударило по молодежи. Сегодняшние дети с 3-4 лет и до 16 лет проходят окультуривание в фальшивом, нереальном  мире образов, не обратимых с реальностью. В их головах больше программного обеспечения, чем в компьютере. Они способны общаться через компьютер, меметический образ, но не способны к физико-органическому контакту между собой.

На сегодняшний день мобильные телефоны превзошли измерение телевидения, радио, компьютеров, поскольку с помощью мобильного телефона человек может программировать любую навигацию, попасть в любое место планеты, определить местоположение других телефонов. На сегодняшний день, а еще более отчетливо это будет видно в ближайшем будущем, – телефон является опасной игрушкой в руках детей. При помощи него дети могут, например, снять деньги с банковского счета дедушки, узнать все о любовнике мамы, синхронизировавшись с ее телефоном, узнать все о личности любого взрослого, они могут играть в игры, делать заказы, и при этом международная система отвечает, подчиняется, потому что плательщиком является не ребенок, а владелец денег. При этом дети чувствуют превосходство над взрослыми, они ощущают ту власть, которую им дают информационные технологии и в частности мобильные телефоны. Они избегают возможности научиться ответственности, и это развращает их уже в детстве. Проблема детей заключается в адаптации к меметике, которая отчуждает их от их собственной природы. Гиперпротекционизм над детьми привел к тому, что ребенок стал опасным «Сверх-Я» для многих взрослых: учителя, родители, родственники боятся приблизиться к ребенку, поскольку сразу оказываются в опасности быть обвиненными в педофилии, нарушении прав ребенка и т.д.

В рамках своего доклада профессор Менегетти дал простую схему, раскрывающую проблематику молодежи. Объяснил, как происходит процесс утраты собственной самобытности. Во-первых, это гиперпоощрение в детстве. Детей замещают, побуждают к консумизму, маленьким порокам. Их не останавливают, их нельзя упрекать открыто. В этом гиперпоощрении ребенок полностью объективируется. Это порождает лень характера. Молодые люди впадают в лень, пассивность, у них отсутствует реакция, они не прилагают усилий. Эта характериальная лень приводит к фрустрации, которая в дальнейшем приводит к смещению агрессивности и депрессии. Молодой человек не способен заработать себе уважение, истинное чувство, что-то заслуженное, действительно ему принадлежащее. Он остается пораженцем, униженным и проявляется вовне через агрессивность или депрессию,  самоубийство, самосаботаж, для того чтобы обвинить общество. Ситуация дальнейшей фрустрации создает в нем страх. Ребенок, подросток боится, чувствует себя неспособным и скрывает страх собственной неполноценности за бесконечными театрами, на основании которых в дальнейшем психологи, врачи делают записи в историях болезни.

Практическая новизна парижской конференции, которая логически продолжает конференцию прошлого года и все предыдущие встречи в ООН и Юнеско, начиная с 2000 года.

Ребенку необходимо помочь, не замещая его, познать себя. И через это понять, как общаться с другими. Другие – есть я и я становлюсь в рамках диалектики с ты…

Новый блог "Философия лидерства"

Продолжение историй журнала Foil Blog Magazine читайте в нашей групппе "Философия лидерства" Вконтакте.
Сообщение

Поколение Y и ремесленная экономика

Как ценности общества отражаются на экономике? Как угадать, куда движется потребительский рынок?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov

Июнь. Санкт-Петербург. Праздник онтоарт

Успешное действие, как и искусство, берет свое начало в интуиции ...
Искусство
FOIL

Игры со свободой, или почему глупо дразнить злую собаку

События во Франции: толерантность или безответственность?
Общество
FOIL

Курс доллара как вызов для лидера

Курс доллара и экономика: где причина, а где следствие?
Экономика и бизнес
Denis Pikunov
Подними красный фонарь, фильм реж. Чжан Имоу, рецензия

КИНОКЛУБ: Подними красный фонарь

Как точка зрения человека программирует его поведение, подчас заставляя его играть против самого себя.
Киноклуб
FOIL

Идеология и политика: уроки Поднебесной

Как информация управляет обществом и, в конечном счете, устанавливает власть в области экономики.
Общество
ФОИЛ